25 лет СКЦ

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в организациях и на предприятиях атомной промышленности Российской Федерации было, есть и будет высшим приоритетом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», без которой невозможно стабильное функционирование и развитие атомной отрасли.

В целях обеспечения безопасного функционирования объектов атомной отрасли, защиты персонала, населения и территорий от возможных аварий и ЧС создана и эффективно действует отраслевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК «Росатома» (ОСЧС), являющаяся функциональной подсистемой РСЧС. Одним из важнейших элементов ОСЧС, его органом повседневного управления является СКЦ Росатома. И вот уже 25 лет он стоит на страже атомной отрасли.

Государственное унитарное предприятие «Ситуационно-Кризисный Центр Минатома России» создано по решению министра Е.О. Адамова приказом Министерства по атомной энергии от 15 октября 1998 года № 676, с целью повышения эффективности информационно-аналитической поддержки руководства Минатома России и членов Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС) в области обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности на предприятиях отрасли, а также для принятия управленческих решений в повседневной производственной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

29 декабря 1998 г. предприятие ГУП «СКЦ Минатома России» зарегистрировано Московской регистрационной палатой (Свидетельство № 075.389). С этой даты СКЦ Росатома и ведет свою двадцатипятилетнюю историю.

Официальное открытие СКЦ состоялось 02 октября 1999 года. На церемонии открытия присутствовал министр Е.О. Адамов, заместители министра, руководители предприятий отрасли и других ведомств России. В церемонии также принял участие министр энергетики и другие официальные лица Министерства энергетики и Посольства США в Москве, а также представители зарубежных стран, корреспонденты ведущих российских и многих зарубежных телеканалов и печатных СМИ.

Первым директором ГУП «СКЦ Минатома России» был назначен генерал-лейтенант Берчик В.П. (1998-2006). Заместителем директора по научно-техническим вопросам был назначен Емельянов В.С. Главным конструктором - директор отделения НИКИЭТ – Яковлев Н.Е.

Научно-методической основой строительства СКЦ послужил концептуальный проект, утвержденный 05 ноября 1998 г., содержащий общие положения, задачи и функции СКЦ, обоснование необходимого программно-техническое оснащения и организационной структуры новой организации. Создание СКЦ было направлено на формирование новой системы управления атомной отраслью, требующей оперативно-планового анализа большого объема различной информации, путем внедрения современных компьютерных информационных технологий.

В октябре 1999 года при формировании кадрового состава СКЦ Минатома России совместным решением министра Обороны (Сергеев И.Д.) и министра Минатома (Адамов Е.О.) в Минатом были откомандированы военнослужащие 12 ГУ МО, которые и составили основу Оперативно-диспетчерского отдела (ОДО). В период с октября по декабрь 1999 года в ОДО были сформированы дежурные смены, разработана нормативно-правовая база по организации круглосуточного оперативного дежурства по Министерству, разработаны алгоритмы действий в различных ситуациях и режимах функционирования отрасли.

И с 27 декабря 1999 года оперативно-дежурная смена (ОДС) СКЦ заступила на первое круглосуточное дежурство. СКЦ начал функционировать непрерывно 24 час в сутки, 7 дней в неделю.

При этом, ситуационная составляющая функционирования подразумевает, что СКЦ осуществляет создание и развитие информационно-коммуникационной система (ИКС) в Минатоме/Росатоме, ведение баз данных в рамках создания в отрасли единого информационного пространства с обеспечением доступа предприятий и пользователей к информационному фонду ИКС, а также внедрение в Центральном аппарате новейших компьютерных и информационных технологий. Это круглосуточный мониторинг радиационной и экологической обстановки на предприятиях отрасли с прилегающими к ним территориями, контроль технического состояния объектов, мониторинг транспортировки ЯМ и РВ, учет и контроль ядерных материалов.

Кризисная составляющая деятельности СКЦ включает в себя первичное реагирование и оперативное задействование сил и средств ОСЧС и информационно-техническое обеспечение принятия управленческих решений по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

СКЦ были успешно решены задачи по созданию и организации надежной эксплуатации ИКС.

Для выполнения стоящих перед СКЦ задач была создана и организована надежная эксплуатация ИКС. Действующий в круглосуточном режиме Пункт контроля и оперативного управления СКЦ был оснащен соответствующими программно-техническими комплексами сбора, обработки и отображения данных: автоматизированной системой мониторинга и контроля радиационной обстановки (АСКРО); программой приема и представления донесений (ПДД) от дежурно-диспетчерских служб предприятий (ДДС); автоматизированной системой безопасности транспортирования специальных грузов (АСБТ); автоматизированной системой оповещения (АСО); информационно-справочной системой (ИСС); системой управления доступом; различными экспертными программами и др.

В СКЦ созданы специальные функциональные зоны - Ситуационный зал и Зал заседаний экспертов, которые были оснащены современными техническими средствами визуализации информации при проведении заседаний, совещаний, а также для проведения сеансов видео и ауди конференций и других мероприятий.

Свою деятельность СКЦ осуществляет во взаимодействии с предприятиями и организациями, кризисными центрами (КЦ), аварийно-техническими центрами (АТЦ) аварийно-спасательной службы (АСС), с Федеральными ядерными центрами и научными институтами Минатома/Росатома, а также с с корпоративными и федеральными Центрами технической поддержки (ЦТП) - РНЦ «Курчатовский институт», ИБРАЭ РАН, НПО «Тайфун», АМРДЦ ФМБА России.

Еще только находясь на стадии строительства и формирования, СКЦ был задействован по своему целевому предназначению как Центр реагирования на ЧС. Сотрудниками СКЦ была организована работа по координации и информационному взаимодействию при выработке рекомендации по ликвидации ядерной аварии, произошедшей 30 сентября 1999 года на японском заводе по производству ядерного топлива в городе Токаймура. Специалисты из Сарова, Озерска, Обнинска, а также из ИБРАЭ РАН и других научных центров России провели анализ данных и разработали рекомендации, которые были переданы в посольство Японии и сыграли существенную роль в ликвидации последствий аварии.

На пороге нового тысячелетия, в связи с риском возможных сбоев в работе компьютеров и компьютерных сетей при прохождении даты с 31.12.1999 на 01.01.2000, так называемая «Проблема 2000», в СКЦ была организована работа штаба Минатома по контролю за штатным прохождением критической даты 56 ядерно, радиационно опасных и критически важных предприятий отрасли. Была обеспечена прямая видеосвязь с Кризисными центрами МЭ США, Франции, Болгарии. На сообщения об обмене информацией ответили 17 зарубежных стран. При участии ОДО СКЦ обеспечено проведение трех пресс-конференций для российских и иностранных журналистов.

В первые годы становления СКЦ следует выделить период 2000 - 2002 гг., когда требовалось организация взаимодействия и налаживание информационного обмена с рядом федеральных министерств и ведомств. В это время СКЦ посещали многочисленные делегации: руководители и министры различных министерств и ведомств, руководители и члены Комитетов ГД и Совета Федерации РФ, Администрации Президента РФ, депутаты и журналисты и даже руководство МАГАТЭ.

Одним из основных направлений деятельности СКЦ стало участие в учениях и тренировках по информационному обмену на отраслевом, федеральном и международном уровнях. В ходе коммуникационных тестов и тренировок проверялись специальные каналы связи, проводились сеансы ВКС, отрабатывались процедуры взаимодействия в кризисных ситуациях, согласовывались форматы и объемы обмена информацией.

Примерами такого участия были масштабные учения «Урал-99», «Авария -2000» с МО РФ, международное учение в Швеции БАРЕНЦ РЕСКЬЮ 2001, КШУ ПО «Маяк», ТСУ «Сибирь-2002» в Новосибирском железнодорожном узле, международные противоаварийные учения «Саров-2003» по пресечению НСД в отношении ЯМ при транспортировании ж/д и автомобильным транспортом, комплексные учения на Смоленской и Ленинградской АЭС («Атом 2003»), совместное с Росморречфлот и ФГУП «Атомфлот» ТСУ «Арктика - 2005», международное учение «FALKEN» в Швеции, и многие другие.

С каждым годом роль и значение СКЦ, как одного из элементов в системе управления атомной отрасли возрастала. И как сказал министр А.Ю. Румянцев: «Образно говоря, СКЦ - это наши органы ощущений, это наши глаза, это наши уши, это наше осязание. Вот, что такое СКЦ» (из стенограммы интервью, Москва. СКЦ. 09.12.2003).

Вторым директором СКЦ с 14 декабря 2006 г. стал генерал-майор Снытников А.А., (приказ ФААЭ от 13.12.2006 № 1032/к). Под его руководством была проведена первая реконструкция СКЦ Росатома в рамках реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ). Цель реконструкции СКЦ – дальнейшее совершенствование средств и методов технической и информационно-аналитической поддержки деятельности ГК «Росатом».

В ходе исполнения ФЦП ЯРБ СКЦ был проведен комплекс работ по обновлению инфраструктуры технического обеспечения ОКЧС. Создана полноценная центральная земная станция ведомственной технической спутниковой системы связи на объекте Дорожная, 50. Развернуты новые антенны (диаметром в 7,3 метра для работы в C-диапазоне и 3,8 метра для работы в Ku-диапазоне), что позволило повысить надежность организации спутниковой связи.

Расширена география использования ведомственной системы защищенной документальной связи ViPNet, с помощью которой налажен оперативный обмен служебной информацией, с обеспечением необходимого уровня целостности передаваемых данных и защитой информации от случайной или преднамеренной модификации.

Особо следует выделить создание в 2009-2012 годах Подвижного Комплекса Управления Росатома (ПКУ). ПКУ предназначен для доставки Оперативной Группы, её размещения и создания необходимых условий деятельности в районе ЧС в непосредственной близости от места аварии с таким же уровнем технической, технологической и информационно-аналитической поддержки, как и из места постоянной дислокации.

Современные программно-технические комплексы и средства связи, размещенные на мобильных платформах, позволяют наиболее эффективно решать оперативные задачи по информационному обеспечению противоаварийного реагирования на стационарных ядерно- и радиационно-опасных объектах и, что особенно важно, при транспортных авариях в процессе перевозки опасных грузов, даже в районах, имеющих неразвитую инфраструктуру.

ПКУ представляет из себя мобильный комплекс на базе восьми транспортных средств, прошедших глубокую модернизацию и конструктивную доработку. В случае возникновения ЧС и принятия решения о формировании ОГ, уже в течение нескольких часов транспортные модули ПКУ готовы выдвинуться в район аварии. В развёрнутом состоянии ПКУ представляет собой полностью автономное формирование с собственной системой жизнеобеспечения, которая даёт возможность в полевых условиях, в течение продолжительного времени, обеспечивать деятельность группы до 30-ти человек.

Выполненные работы ФЦП ЯРБ (2008-2015 г.г.) позволили создать в СКЦ современную мобильную систему, обеспечивающую дополнительными источниками актуальной информации для подготовки и принятия решений ОКЧС. Созданный и введенный в эксплуатацию ПКУ, начиная с 2012 года, принимает участие в учениях и тренировочных сборах, проводимых организациями и предприятиями ГК «Росатом».

Результаты учений и анализ повседневной деятельности СКЦ показали правильность принятых решений по созданию ПКУ, актуальность и эффективность созданного инновационного информационно-технического средства поддержки деятельности ОКЧС в режиме ЧС, что позволило вывести ОСЧС на ещё более высокий уровень эффективности и готовности к противоаварийному реагированию.

Из стенограммы интервью руководителя Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко: «По своему техническому оснащению СКЦ находится на лучшем мировом уровне, на лучших мировых стандартах. Во-вторых, он может справляться с поставленными задачами благодаря высокому профессионализму людей, которые здесь работают, а с учетом масштабной программы развития атомной отрасли России, и с учетом ренессанса атомной энергетики, с учетом реализации задач, поставленных Президентом, объем работы у Ситуационно-Кризисного центра будет только больше. Чему я, откровенно говоря, очень рад» (из стенограммы интервью, Москва. СКЦ. 01.12.2007).

Еще одним важным этапом укрепления позиций СКЦ в системе поддержки принятия решений руководством Росатома стало формирование Информационно-аналитической службы, которая активно развивала ситуационную составляющую Центра. Был организован мониторинг и анализ информационного пространства по различным тематикам, относящихся к сфере деятельности Росатома: международное сотрудничество, банковская сфера, кадровые решения в высших эшелонах власти и отраслях промышленности, исследование зарубежных атомных проектов, спецпроекты по тематикам оружейного комплекса. Этот важный и серьезный шаг в сторону развития в дальнейшем позволил укрепить взаимоотношения с различными подразделениями ГК «Росатом», перейти к позиционированию СКЦ как важнейшей составляющей системы информационно-аналитического обеспечения руководства по целому ряду направлений.

Новые задачи федерального значения, новые направления бизнеса амбициозные международные проекты, реализуемые Госкорпорацией «Росатом» на современном этапе, предопределили дальнейшее развитие и преобразование СКЦ в информационно-аналитический центр с непрерывным совершенствованием системы отраслевого, межведомственного и международного взаимодействия.

Решением № 1 от 06 декабря 2016 года Госкорпорацией «Росатом» учреждено частное учреждение по информационно-аналитическому обеспечению «Ситуационно-Кризисный Центр Росатома». Директором Учреждения назначен Андрей Иванович Житов.

В ноябре 2019 года ФГУП «СКЦ Росатома» прекратило свое существование в связи с передачей его имущественного комплекса Госкорпорации «Росатом». Имущество ФГУП «СКЦ Росатома» было закреплено на праве оперативного управления за частным учреждением «СКЦ Росатома» распоряжением ГК «Росатом» от 08.10.2019 № 1-2.1/743-Р. При этом, в период с декабря 2016 года по август 2019 года последовательно проводились мероприятия по передаче функций ФГУП «СКЦ Росатома» в частное учреждение «СКЦ Росатома», в том числе, по внесению изменений в нормативные акты ГК «Росатом», касающиеся деятельности ФГУП, а также по переводу работников из ФГУП «СКЦ Росатома» в частное учреждение «СКЦ Росатома».

Согласно Перечню поручений Генерального директора ГК «Росатом» от 29.01.2018 № 1-1/11-ПП на СКЦ были возложены новые задачи по информационно-аналитическому обеспечению руководителей и подразделений Корпорации, отражающие как развитие традиционного бизнеса по сооружению АЭС в зарубежных странах, так и новые направления деятельности в сфере развития новых продуктов, освоения Севморпути, цифровой трансформации отрасли.

Такая постановка задач еще более укрепила статус СКЦ, как важного элемента в системе поддержки принятия решений руководством Росатома. В связи с этим в структуре был создан Информационно-аналитический центр ОСЧС (ИАЦ ОСЧС), который занял основное место в системе информационно-аналитического обеспечения гендиректора ГК «Росатом» и его заместителей, а также руководителей структурных подразделений Корпорации в повседневной деятельности, а также в случае ядерного инцидента или аварии на объектах мирного и оборонного использования атомной энергии, с целью повышения эффективности и оперативности безопасного управления отраслью.

В соответствии с решением руководства ГК «Росатом» о проведении работ по глубокой модернизации СКЦ (Перечень поручений Генерального директора ГК от 29.01.2018 № 1-1/11-ПП) и переоснащению его новейшими высокотехнологичными комплексами, системами и средствами связи, позволяющими оперативно и эффективно решать задачи Росатома, под руководством А.И.Житова, началась вторая масштабная реконструкция СКЦ Росатома за 25 лет его существования.

Используя огромный практический опыт и уникальные компетенции специалисты СКЦ разработали техническое задание на проект по модернизации инфраструктуры учреждения и, несмотря на непростую эпидемиологическую и внешнеполитическую обстановку, успешно реализовывают его в настоящее время. В ходе реализации проекта проводится полная перепланировка помещений и их техническое перевооружение с учётом требований корпоративных Стандартов.

Для улучшения эргономики и взаимодействия, Ситуационный зал, зал экспертных групп и зал Оперативно-дежурной смены расположены в непосредственной близости друг от друга. Созданы комфортные условия для работы членов ОКЧС и персонала учреждения. Для обеспечения круглосуточного режима работы организованы места отдыха оперативных дежурных и столовая.

В результате реконструкции зал Оперативно-дежурной смены увеличен и вмещает шесть рабочих мест. Для быстрой реконфигурации АРМ в режиме НС/ЧС на каждое АРМ можно вывести информацию с любой функциональной системы, систем мониторинга и прогнозирования НС, оповещения и управления информированием руководителей. На новую светодиодную стену высокого разрешения выводятся основные индикаторы текущего состояния объектов отрасли. На рабочих местах ОДС установлены многофункциональные диспетчерские телефонные терминалы, настроенные на индивидуальный рабочий процесс. Система приема донесений ведёт протоколирование всех телефонных переговоров с распознаванием речи и обеспечением автоматического голосового оповещение с синтезом речи.

Для отслеживания информационного пространства вокруг атомной отрасли создана система мониторинга ТВ и СМИ. Стеклянные перегородки с изменяющейся прозрачностью отделяют помещения залов от коридора, обеспечивая в случае необходимости визуальный контакт в едином информационном пространстве. Звуковой контакт между залами осуществляется с помощью инновационных потолочных микрофонных матриц с автонаведением на говорящего.

Организовано как автономное функционирование залов, так и работа в единой информационной среде. В этом случае на перегородки возможен вывод различной видеоинформации, начиная от сеансов ВКС, и, заканчивая аналитически-графическими данными. Для информационно-технической поддержки совещаний в залах предназначены рабочие места операторов-аналитиков. Система ВКС построена на отечественной платформе и обеспечивает связь из всех залов СКЦ с ответственными лицами Госкорпорации, Подвижным пунктом управления корпорации, предприятиями отрасли и ФОИВ. Благодаря системе защиты информации объекты критической инфраструктуры подключены к корпоративному центру ГосСОПКА. Физзащиту обеспечивает система управления доступом и охранной сигнализации и система охранного телевизионного наблюдения.

Таким образом, СКЦ Росатома встречает свое 25 – летие очередным обновлением, ни на миг не останавливаясь в своем развитии и совершенствовании, неукоснительно следуя корпоративным ценностям: «НА ШАГ ВПЕРЕДИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. ЕДИНАЯ КОМАНДА. УВАЖЕНИЕ».